Рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с гиперактивными детьми:
По очень точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб учителей и родителей как гиперактивность.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитетными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми:
Поведение ученика |
Предлагаемое решение |
Организация пространства в классе |
|
Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. | Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь. |
Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. | Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. |
Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников. | Увеличьте расстояние между партами. |
Задания |
|
Неспособен завершить работу в заданное время. | Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания. |
Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. | Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы. |
Ему трудно следовать указаниям. | Объединяйте письменные указания с устными. |
Отвлекаемость |
|
Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. | Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке. |
Жалуется, что на уроках ему скучно. | Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока. |
Легко отвлекается. | Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию. |
Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности. | Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать. |
Поведение |
|
Часто ведет себя вызывающе. | Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения. |
Неспособен понять главное в уроке или задании. | Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки. |
Выкрикивает ответы или перебивает других. | Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали. |
Нуждается в поощрении. | Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах. |
Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. | Заключите с ним соглашение по вопросам поведения. |
Организация / Планирование |
|
Нет порядка в бумагах. | Порекомендуйте ему папки с разделами. |
Забывает, что задано на дом. | Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий. |
Теряет книги. | Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг. |
Неусидчивость |
|
Должен все время двигаться. | Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы. |
Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени. | Делайте короткие перерывы между заданиями. |
Настроение / Общение |
|
Не понимает норм социального поведения. | Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей. |
Не имеет навыков совместной работы с другими. | Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников. |
Соученики его не уважают. | Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. |
Неуверенность в себе. | Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера. |
Находится в одиночестве или замкнут в себе. | Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя. |
Легко отчаивается. | Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу. |
Легко раздражается. | Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации, часто беседуйте. |
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка:
измените режим урока с включением физкультминуток;
работу с гиперактивным ребенком сройте индивидуально, он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
введите знаковую систему оценивания;
чаще хвалите ребенка;
избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
используйте на уроке элементы игры и соревнования;
давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;
объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.
Помните, что с ребенком необходимо договариваться,
а не стараться сломить его!